Внимание!
Уважаемые мамы!

Приглашаем Вас стать воспитателями в семейных воспитательных группах при МБДОУ г.о. Самара.

Подробнее...


 

Образовательный сайт
для детей

http://персональныеданные.дети

Щекочихина Анна Викторовна

Инструктор по физической культуре
Фамилия, имя, отчество
Щекочихина Анна Викторовна

Образование, специальность по диплому
Среднее профессиональное, Андижанский спортивный колледж Олимпийского резерва, 2005, тренер по акробатике

Педагогический стаж - 8 лет

Сведения о повышении квалификации
СИПКРО, 2015-2016 г.г., Обучение по ИОЧ (144 ч)

 

 

Гостиная для педагогов

Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе ДОО

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель технологий здоровьесберегающих – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, формировать у него представления по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Виды технологий здоровьесбережения

1. Медико-профилактическая технология

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОО. На основании рекомендаций медицинской сестры и инструктора по физической культуре составляется «Журнал здоровья», с учетом которого воспитатель планирует индивидуальный образовательный маршрут ребенка т.е. планирует физкультурно – оздоравительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

2. Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Данная технология включает в себя: становление физической культуры дошкольников, развитие двигательной активности, формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, воспитание привычки повседневной физической активности, оздоровление средствами закаливания.

3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Данные технологии обеспечивают эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечивают социально-эмоциональное благополучие дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей являются важными элементами для их здоровья.

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии

Данные технологии направлены на воспитание валеологической культуры дошкольников, формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни, накоплению знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. Главный их признак – использование педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем, в ходе которых дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.

6.Технологии валеологического просвещения родителей

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Развитие саморегуляции у дошкольников

Способностью предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями обладают лишь зрелые, сформировавшиеся личности, причем далеко не все. Есть основания полагать, что если начать развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собою. Упущенное время трудно восполнить.

Дошкольный период является особо чувствительным для развития различных физических умений. Движение составляет основную потребность детей этого возраста, а подвижные игры и игровые упражнения приносят наибольшее удовольствие. А также оказывают большое влияние на формирование саморегуляции физического и психического поведения.

Так как, они способствуют

  • развитию мышечного контроля, умения владеть собой
  • снятию негативных настроений и восстановлению сил
  • формированию чувства эмпатии, доверия к окружающим
  • установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком
  • развитию коммуникации, умения взаимодействовать со сверстниками
  • снятию эмоционального и мышечного напряжения
  • сплочению детской группы, установлению в ней положительного эмоционального настроения
  • снятию агрессивности, помогают выплеснуть гнев в приемлемой форме

Формируют

  • умение контролировать свои действия
  • умение действовать по правилу, волевой регуляции
  • умению оценить ситуацию и поведение окружающих
  • Учат понимать чувства других, оказывать поддержку и помощь

Эти игры можно проводить для разрядки, разминки. Они хороши при смене видов деятельности. Во время кратковременных перерывов дети отдыхают, не растормаживаются, сохраняя саморегуляцию и групповую сплоченность.

Двигательные игры можно организовывать как парные и инди-видуальные. Но особенно эффективны групповые игры. Воспитатель должен специально вводить и удерживать игровой элемент. Следует иметь в виду, что прежде всего это именно игра, а не физическое упражнение. Перед игрой дается образ и словесно опи¬сывается ситуация. Важно, что воображение здесь опирается на движение и сопровождается положительными эмоциями.

Для того, чтобы научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть такими умениями

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении
  • различать и сравнивать мышечные ощущения
  • определять соответствие характера ощущений ("напряжение-расслабление", "тяжесть-легкость", др.) характеру движений сопровождаемых этими ощущениями ("сила-слабость", "резкость-плавность", темп, ритм)
  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности - точного мышечного чувства, моторной ловкости.

Здесь можно помочь, используя механизм функционального психофизического единства: предложите ребенку представить себя тонким, гибким, молодым деревцем, которое стоит на пригорке, подставив свои ветки и листики солнышку, и покачивается во все стороны от ласкового, свежего ветерка - и ребенок сделает плавные наклоны в стороны гораздо легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения за вами. Таким образом, адекватные образы фантазии и яркие эмоции позволяют сделать движение более точным и правильным.

Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения. Она формируется, начиная с самого рождения, но особенно важным считается этап ее становления у детей старшего дошкольного возраста.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций - как положительных, так и отрицательных- пресна и бесцветна.

Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому.

Способности детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование.

Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, и не могут правильно назвать эмоции, а тем более выразить.

Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения - самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями

  • произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.)
  • одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие
  • произвольно и подражательно "воспроизводить" иди демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Поскольку двигательные, психомоторные функции у дошкольников являются наиболее развитыми, то в развитии других психических функций естественно опираться на движение. Таким образом, ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов фантазии и двигательной активности.

Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений

  • улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать-прочувствовать его эмоциональное состояние)
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ наэмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Следующей ступенью совершенствования произвольной психической регуляции будет развитие у ребенка навыков контроля поведения.

Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает - другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции

  • определять конкретные цели своих поступков
  • искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей
  • проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций
  • предвидеть конечный результат своих действий и поступков
  • брать на себя ответственность.

Игры и игровые упражнения можно использовались в режимных моментах, на физкультминутках, в непосредственно организованной деятельности, в совместной деятельности, получив определенные навыки дети могут использовать их в самостоятельной деятельности что очень важно, так как приобретенный навык саморегуляции поведения остается на всю жизнь.

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда являются продуктивными, а иногда даже неадекватными, часто - ограниченными нашим собственным опытом и недостатками, поэтому желательна специальная работа с детьми в этом плане. В обыденной жизни мы лишаем ребенка богатства выбора, и, следовательно, возможности совершенствования его поведения.

Гостиная для родителей

Советы по обучению дошкольников езде на велосипеде

Привлекать детей к спорту целесообразно с дошкольного возраста. Чем раньше каждый ребёнок начнет развиваться физически, тем здоровее и крепче будет наша нация. Ведь судьба человека во многом зависит от его деятельной активности и круга общения: будет он сидеть за компьютером или играть во дворе, общаясь с энергичными, творческими , здоровыми и крепкими ребятами.

Дошкольное физическое воспитание закладывает основы техники двигательных действий и воспитывает физические качества. Среди координационных способностей наибольшее значение при различных передвижениях дошкольника приобретает способность к сохранению динамического равновесия, в том числе и на ограниченной опоре. И самое эффективное средство воспитания данной способности – передвижение на велосипеде.

Умение кататься на велосипеде относится к таким умениям, научившись которым, вы не забудете их и не разучитесь никогда. Даже если пройдет много времени, вы совершенно свободно сядете на велосипед и поедете.

Период обучения не всегда и не для всех проходит легко и быстро. Слёзы и ссадины – дело обычное для такого процесса. Обучая ребёнка езде на велосипеде, многие родители иногда бегут рядом. Этот способ страховки наиболее подходящий, поскольку дети, чувствуя поддержку взрослого, быстрее учатся кататься. Инструктору (маме или папе) не нужно держать велосипед за руль, седло или другую часть, так как ребёнок не чувствует устойчивости велосипеда, у него дольше формируется чувство устойчивого равновесия – ведь искать баланс нет необходимости. При таком методе обучения утрачивается самоконтроль за велосипедом. Родителю лучше всего находиться позади ребёнка, придерживая его за плечи. Не нужно руководить ездой, просто следите за юным велосипедистом.

При выборе велосипеда, помните, что он должен быть удобным, соответствовать росту и возрасту ребёнка. Для катания выберите просторное место и сразу объясните, где можно ездить, а где нет.

Научите ребёнка смотреть вперед и по сторонам, выбирать маршрут, видеть цель, следить за окружающей обстановкой. Покажите, куда ставить ноги, как крутить педали и тормозить. Объясните, как с помощью руля управлять велосипедом. Расскажите о правилах дорожного движения: о расположении велосипедистов на проезжей части, как правильно подавать сигналы рукой, научите различать сигналы светофора и понимать дорожные знаки. Ребёнок должен знать и элементарные правила безопасности – обяжите его кататься в шлеме.

Формируя динамическое равновесие у дошкольников, целесообразно выделить группы упражнений статического и динамического характера и чередовать их.

К статическим упражнениям в равновесии относят стойки на одной ноге, на носке одной ноги.

В число динамических упражнений в равновесии входят простые подготовительные упражнения, как: серийное выполнение прыжков вперед, назад, в стороны; приседание на носках; поочередные махи ногами; подъем на носках.

Естественно, начинать обучение упражнениям следует с простых заданий, постепенно усложняя их.

Начинающим велосипедистом нужно знать правила безопасности

  • при падении нельзя отрывать руки от руля
  • при перестроении смотреть по сторонами обозначать свои действия жестами (выставлять руки в сторону).

Пожалуй, самое эффективное упражнение на развитие динамического равновесия – езда на велосипеде. Чем больше времени юный велосипедист будет проводить на велосипеде, тем быстрее сформируется чувство динамического равновесия, опоры, дистанции, пространства.

Во время тренировок, следует отработать чрезвычайно важное умение – подбор педалей при поворотах. На скорости при повороте направо левая педаль должна находится в верхнем положении, при левом повороте – соответственно наверху правая педаль.

Интересно потренировать в поднятии предмета. На землю кладется какой-либо предмет (теннисный мячик , шапка и др.), велосипедист на тихом ходу (не останавливаясь) должен наклониться и поднять его.

Удачи вам, уважаемые родители, не жалейте сил и времени на обучение детей, и они вырастут здоровыми, физически подготовленными.

Как развивать самостоятельность ребёнка

Человек как личность формируется в основном уже к 5-6 годам, но развиваться и совершенствоваться можно до глубокой старости. Лучшее, что могут сделать родители для своих детей – помочь поверить в свои силы, постоянно расширять область их реальной, практической самостоятельности и ответственности, подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми.

Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, однако именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в детский сад, они с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный котенок» отстает от сверстников, и начинают предпринимать решительные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Воспитывая ребенка, взрослые в своих требованиях к нему вынуждены «балансировать» между двумя полюсами: безоговорочное послушание или неограниченная свобода. Выбор крайних позиций будет большой ошибкой и приведет к негативному результату. Необходима золотая середина, предполагающая некоторый коридор свободы с определенными правилами и ограничениями.

Как ее найти? Готовых рецептов нет.

Вместе с тем, подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по- разному, и результат достижений всегда индивидуален.

Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и становится качеством его личности.

Если же давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, то он постепенно оставит попытки добиваться чего- либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем требовать от родителей (и не только от них) исполнения своих возрастающих потребностей. Мамы и бабушки, которые ублажают растущее чадо, немедленно откликаясь на все его нужды, растят инфантильное и весьма требовательное существо, целиком зависимое от своих «кормилиц».

Со временем их начинает тяготить выбранная роль, они мечтают увидеть своего выросшего ребенка самостоятельным и успешным, но продолжают решать за него все жизненные проблемы, потому что он сам уже мало что может.

Правила, которые помогут родителям развивать самостоятельность ребенка

Хвалите ребенка. Развитие самостоятельности начинается уже с трех лет, когда ваше чадо начинает копировать ваши действия. Если ваш малыш сам убрал тарелку в раковину, обязательно похвалите его. Это придаст ребенку уверенности и поощрит его к самостоятельным действиям в дальнейшем. Если же родители не замечают порывов ребенка к самостоятельности, у малыша пропадает желание получить новые навыки, так как нет стимула.

Не ругайте детей за попытки сделать что-то самостоятельно. Пусть он залил скатерть, наливая себе воду, или сломал машинку, пытаясь «починить» её. Но ведь это его первые шаги к самостоятельности. Когда ваше чадо впервые начнет проявлять самостоятельность, ни в коем случае не останавливайте его, если только нет угрозы здоровью. Даже если вы запрещаете малышу выполнять определенные действия, например, пользоваться ножом, делайте это спокойно, без ругани. Частая критика убивает у ребенка желание веру в свои силы, он начинает думать, что у него ничего не получается

Учите ребенка. В выходные можно выделить время на развитие самостоятельности. Покажите своему чаду, как надеваются варежки или как завязывать шнурки. Соревнуйтесь с ним на то, кто быстрее сделает то или иное действие. Самостоятельный ребенок будет расти на ваших глазах.

Не пытайтесь облегчать жизнь ребенку, чересчур помогая ему. Пусть ваш ребенок почувствует себя самостоятельным. Гиперопекой называется поведение родителя, когда он под каким-либо страхом, гасит активность ребенка и не дает ему расцвести как самостоятельный человек. Дети таких родителей могут отставать в развитии. Ребенку мешает вырасти самостоятельным, также то, когда вы все делаете вместо него, например, не ждете, когда он сам завяжет себе шнурки от ботинок или застегнет куртку, а говорите ему, что это у вас получится быстрее.

Спрашивайте мнение у вашего ребенка, как у взрослого члена семьи. Давайте ребенку проявлять самостоятельность даже при выборе одежды и прически.

Привлекайте ребенка к работе по дому. Ему это очень понравиться. Предложите ребенку помочь вам. Ваше чадо с удовольствием повозится с тестом и поможет вам убрать пыль. Совместная работа даст ребенку почувствовать насколько он вам дорог и значим. Также это поможет развитию самостоятельности.

В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – то главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.