Внимание!
Уважаемые мамы!

Приглашаем Вас стать воспитателями в семейных воспитательных группах при МБДОУ г.о. Самара.

Подробнее...


 

Образовательный сайт
для детей

http://персональныеданные.дети

Григорьева Елена Владимировна

Фамилия, имя, отчество
Григорьева Елена Владимировна

Образование, специальность по диплому
ПГСГА, 2014 г., учитель-логопед.

Педагогический стаж - 12 лет

Сведения о повышении квалификации
ЦРО,  2014-2015 г.г., "Организация образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении" (144 ч)

 

Награды
Благодарственное письмо Думы г.о. Самара.

 

 

 Гостиная для педагогов

Зелёный мир на окне

Земное царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержаться в доме.

Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (предложить сравнить тёмную зелень кливии со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума.). Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений.

Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребёнка –он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора, протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.

На базе познания у дошкольника начнёт формироваться отношение – важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.

Одним из видов практической деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Психо-физические особенности детей шестого года и основные задачи воспитания

Возраст от пяти до шести лет - новый важный этап в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Однако он не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь, значимым, как например последующий седьмой год жизни. Между тем изменения структуры школы и перестройка ее работы повышают значение данного возрастного этапа, готовящегося ребенка к поступлению в школу, с одной стороны, с другой - обеспечивающего его дальнейшее развитие и воспитание.

Дети 5 лет, если их не изнеживали дома, оказываются физически здоровыми, крепкими, выносливыми.

В этом возрасте продолжается процесс окостенения (позвоночника) скелета, развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Повышающаяся способность к координации движений неразрывно связана с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности старшего дошкольника управлять своими движениями, поведением в целом.

Самое важное достижение ребенка этого возраста заключается в том, что многие выполняемые им действия и движения становятся подконтрольными сознанию. Ребенок не только отбирает их, но и точно регулирует их силу т.е. направляет их на достижение результата, контролирует их силу, согласовывает между собой. Поэтому, например, дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить дома и в детском саду; с учетом возможностей детей продолжительность занятий в группе (2-3 в день) составляет 30 минут.

Качественные изменения в развитии пятилетних детей отчетливо обнаруживаются в играх. Понаблюдайте за детской игрой. И вы увидите, что в ней прежде всего отражается деятельность людей, их взаимоотношения, и уже значительно более содержательно чем раньше. Играя в детском саду, дети объединяются общим замыслом, действуют согласованно и каждый из них стремится внести в игру свою инициативу, выдумку и опыт. Нельзя быть равнодушным к тому во что играют дети, надо советовать им, подсказывать, не мешая, конечно, самостоятельности, ибо игра должна быть средством воспитания.

Освоение движений и способность к управлению ими наиболее заметно сказываются в новых возможностях трудовой деятельности ребенка. Дети старшей группы в состоянии выполнять более сложные трудовые обязанности в группе и семье, требующие согласованных действий, способны работать сосредоточенно, не отвлекаясь, вместе с другими, помогать друг другу, чувствовать ответственность перед товарищами. Ребята могут уже довольно справедливо оценивать, как выполняет ту или иную задачу каждый из детей или он сам.

Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны.

Особенное развитие получают нравственные чувства - дети радуются когда помогли товарищу, стремятся быть полезными окружающим, сопереживают близким им людям, побуждаемые взрослыми, стремятся на деле выразить эти чувства.

Учитывая возрастные особенности детей 6-го года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи

  • развивать движения детей в том числе тонкие движения руки, необходимые для овладения навыками письма
  • воспитывать самостоятельность и быстроту движений при самообслуживании
  • расширять представления детей об общественной жизни и природе, труде взрослых; воспитывать правильное отношение к ним
  • воспитывать умение удерживать цель, следовать указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремленность
  • формировать у детей отдельные понятия; развивать логическое мышление
  • развивать связанную речь детей
  • совершенствовать художественное умение в рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов, обогащать эстетические восприятия и переживания
  • воспитывать навыки коллективного труда
  • формировать элементы общественной направленности каждого вида деятельности
  • развивать произвольное управление детей своим поведением.

Способы развития самостоятельности и активности в процессе экспериментальной деятельности

Люди, научившиеся
наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы
К.Е.Тимирязев

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

Так как же педагогу построить свою работу, чтобы развить у детей интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности?

Что такое самостоятельность?

Самостоятельность - свойство личности, появляющееся в инициативности, складывающаяся в ходе самостоятельной деятельности.

Специалисты определяют самостоятельность таким образом

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат)
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности
  • умение переносить известные способы действий в новые условия. Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи
  • Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение
  • вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности
  • третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что дети будут проявлять самостоятельность только в том случае, если

  • у них сформированы определённые знания, умения и навыки
  • в группе созданы необходимые условия для самостоятельной деятельности, т.е. условия побуждения к действию.

Для развития самостоятельности детей в своей работе я использую следующие методы и приемы

  1. Словесный метод
  2. Практический метод
  3. Наглядный метод.

Словесный метод обучения

Рассказы воспитателя о событиях и явлениях.Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Эвристические беседы ( «Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д. )

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Практический метод

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Игровой метод

Использую разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д ; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители» и т. д.)

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использую наблюдения разного вида:

Реализацию поставленной цели я осуществляю в трех основных формах

  • занятия
  • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником  
  • самостоятельная деятельность детей

Подробно остановлюсь на самостоятельной деятельности.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Их интересует множество вопросов.

Я не тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями. (модель последовательности)

Проблемная ситуация;

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняю скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняю, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

После того, как у детей сформировались навыки совместной деятельности по решению познавательных задач, я перехожу на реализацию полученных знаний в самостоятельной деятельности.

Позитивные моменты самостоятельной деятельности

  • закрепление ранее полученного (усвоенного) материала
  • продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях
  • свобода действий для детей
  • в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями
  • в процессе работы могут быть задействованы все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

Поисково-исследовательская деятельность — это интегрирующийся с другими вид деятельности, которые прописаны во ФГОС ДО

  • игровая (игру с правилами и другие виды игры)
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками
  • восприятие художественной литературы и фольклора
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), - конструирование из разного материала
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
  • музыкальная - двигательная

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Ребенок развивается в деятельности.

Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

 Гостиная для родителей

Как мы воспитываем своих детей

Процесс воспитания – это неотъемлемая часть взаимоотношений между родителями и ребенком. Каждый из нас слышал от мамы и папы, что можно делать, что нельзя, как будет лучше, как правильно. С ранних лет родители формируют у ребенка черты характера, самооценку, отношение к миру, к окружающим, к деятельности, т.е. личность. Но все воспитывают своих детей по разному, исходя из своего жизненного опыта. Следовательно, можно подумать, что типов воспитания бесчисленное количество. На самом деле, в современной психологической науке выделены семь основных видов воспитательного процесса, которые мы и рассмотрим.

  1. Попустительский: родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий, мало обращая внимание на потребности малыша. Как правило, в таких семьях взаимоотношения строятся на выгодных условиях для старших членов семьи, что непроизвольно культивирует у ребенка наиболее оптимальные пути взаимодействия с окружающими. Дети в таких семьях беспрекословно слушают родителей, которые формируют четкие системы правил, требований. Это единственный тип детей, который не может обходиться без детского коллектива. В будущем для таких людей не существует ничего невозможного, они любыми способами добиваются удовлетворения своих потребностей, которые являются основным смыслом жизни.
  2. Состязательный: как правило родители таких малышей поощряют любую их деятельность, ищут в действиях ребенка что-то необычное, отличное от других. При совместных играх взрослые члены семьи отдают пальму первенства ребенку. Меры наказания в таких семьях не используются, родители поощряют своего ребенка, видя в нем суперличность. Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, не терпят возражений, постоянно завышают свои возможности, успехи, занимают лидерские позиции в коллективах.
  3. Предупредительный: родители считают, что ребенку нельзя действовать самостоятельно. Поэтому с ним постоянно занимаются, не оставляют его ни на минуту без внимания. Та¬кое ограничение действий ребенка связано со страхом, как бы ребенок не подвергся каким-либо опасностям в процессе самостоятельной деятельности. Дети никогда не быва¬ют наказаны, а наоборот — родители постоянно хвалят свое чадо. В школе таким детям очень тяжело, так как они не привыкли работать самостоятель¬но и поэтому постоянно нуждаются в помощи со стороны. Детский коллек¬тив такому ребенку неинтересен, он предпочитает находиться в стороне. Любовь к себе - это качество, которое проявляется ,с самого раннего воз¬раста. Выражается это в требовании повышенного внимания к себе, в от¬сутствии самокритики.
  4. Рассудительный: ребенку с са¬мого раннего возраста предоставля-ется полная свобода действий, чтобы путем собственных проб и ошибок он приобрел личный опыт. Родители не применяют ни поощрения, ни наказания в воспита¬нии. Взаимоотношения в такой семье спокойные, ровные, как между рав¬ными личностями. Каждый поступок ребенка выносится на обсуждение в семье, где все пытаются установить причины негативного поведения ре¬бенка. Так как родители очень много беседуют с ребенком, у него подде¬рживается стойкий интерес и любоз¬нательность. Дети вырастают очень чуткими и внимательными, полагают¬ся только на себя, к учебной деятель¬ности относятся очень добросовес¬тно. В отношениях с товарищами не стремятся к превосходству.  
  5. Контролирующий: ребенку пре¬доставлена ограниченная свобо¬да действий. Постоянный контроль всегда имеет логическое завершение - наказание или поощрение. Родите¬ли не считают нужным поддерживать ребенка, уделять ему внимание, лас¬ку. Как правило, ребенок вырастает очень тревожным, с заниженной са¬мооценкой, часто становится изгоем в классе.  
  6. Сочувствующий: родители любят своего ребенка, но никогда не балуют его. Дети в таких семьях предоставле¬ны сами себе, развиваются в нормаль¬ной, теплой и дружеской обстановке. С раннего возраста малыши ответ¬ственно относятся к любой деятель¬ности. Любой труд для такого ребен¬ка — удовольствие. В будущем люди такого типа ведут замкнутый образ жизни, уважительно относясь к инте¬ресам окружающих, но не раскрывая своего внутреннего мира другим.  
  7. Гармоничный: этот стиль семей¬ного воспитания является синтезом предыдущих и вбирает из них все са¬мое лучшее. Дети такого типа очень рассудительные, никогда не скрыва¬ют своих истинных чувств и отноше¬ний. Отличительной особенностью таких детей является человеколюбие, ориентация на служение во благо других людей. Они никогда не ставят свои интересы выше общественных.

Какой труд доступен детям

Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное - научить любить труд и находить в нем источник радости.

Детский труд - это привлечение детей к работе на регулярной основе.

Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми.

Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания - игра.

Главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения - убрать свои игрушки, что-то поднять, принести - например, подать маме книгу, папе - очки, бабушке - домашние туфли.

Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности.

Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.

На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.

Привлекайте его и к работе по дому - пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше.

Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.

Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Формирование первичных представлений о себе у детей 4-5 лет

Возраст четырёх-пяти лет является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выявить уровень развития ребенка, так как именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности.

Данный возраст - хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. В этом возрасте отмечается существенное изменение в психическом развитии ребенка. В общих чертах их суть можно определить, как становление его внутренней психической жизни, внутреннего плана действия, которые начинают определять внешнее поведение.

Ребенок знает, чего он хочет, и добивается своей цели; его поведение определяется не окружающей обстановкой, а собственным решением, начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи».

Изменения эти находят своё отражение и конкретизируются во всех сферах психического развития - коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной. Именно в этом возрасте в сфере общения со взрослым на первый план выходит такая форма общения, как познавательная и личностная. Ребёнок теперь уже может задавать взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы, охватывающие все области знаний о мире.

Взрослый для него - источник новых знаний, эрудит, способный разрешить сомнения. Если у 4-5-летних детей в беседах со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, своих родителях. У пятилетних детей начинает проявляться особая активность, что выражается в вопросах. Это «почемучки», их все интересует, они всё подмечают. Пятилетки уже могут играть по правилам, вести себя по правилам.

Ребенок становится способным к деятельности, в которой требуется от него самому что-то задумать, и в соответствии со своим замыслом точно выполнить это. Если раньше ребенок ставил один кубик на другой, возил их и говорил: «Это у меня машинка», а через две минуты: «Нет, это у меня дом», то пятилетние дети так уже не действуют. Если ребёнок что-то делает, то он в начале скажет: «Я буду строить гараж для машины», и будет строить так, чтобы эта машина могла туда въехать.

В возрасте 4 – 5 лет, дети сначала называют, что они будут делать, а потом пытаются сделать похожее, замысливают, а потом пытаются этого достичь. Если раньше внимание ребёнка было приковано к разным предметам, то теперь перед ребёнком открываются взаимоотношения людей - взаимоотношения своих товарищей, взрослых между собой. И он пытается проигрывать эти новые смыслы в играх.

В 4 – 5 лет ребёнок может играть в игры, где требуется большая произвольность, опора на правила и нормы, где надо иногда себя сдерживать. Сколько перемен происходит в пятилетнем ребёнке! Он уже умеет сдерживать свои чувства и произвольно контролировать своё поведение, способен оперировать количеством и подчинять своё поведение общему правилу. Пятилетний возраст - это период бурного роста самосознания. Это период повышенной ранимости, когда у многих детей появляются (а у некоторых остаются на всю жизнь) такие черты, как обидчивость, застенчивость, агрессивность, демонстративность.

К пяти годам начинает складываться и логическое мышление. Соответственно он может устанавливать логическую последовательность событий, решать несложные логические задачи. Ребёнок понимает, что умеет делать, а что не умеет, способен произвольно регулировать поведение, понимать речевые инструкции, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. Ребенок старшего возраста уже вполне самостоятелен, результативен, автономен. Он способен осознанно относиться к выбору дела, к оценке его результатов, к пониманию своих перспектив, а главное он умеет и готов работать в команде. И тем не менее, несмотря на все достижения, пятилетний ребёнок остаётся дошкольником; по-прежнему все его интересы и потребности лежат в сфере игры.

Все важнейшие новообразования этого периода и произвольность поведения, и все психические процессы, и воображение, и умение общаться - зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевая игра.

В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает. Играя с детьми, он отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует свои планы. Иными словами, учится умению общаться

В возрасте 4 – 5 лет ребенку необходимо знать: свое имя, фамилию, домашний адрес; индивидуальные предпочтения и интересы; некоторые особенности своего организма и здоровья, факторы риска здоровью, полезные продукты и вита¬мины, признаки некоторых заболеваний, опасные предметы и ситуации в быту; назначение сво-их органов чувств и частей тела, особенности их строения и функционирования; некоторые события своего детства.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно – пространственную среду.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой.

Игра способствует становлению произвольности поведения, механизма управления своим поведением, подчинения правилам.

Таким образом, учитывая все вышесказанные рекомендации, можно помочь ребенку формировать первичные представления, подбирая материал для данного возрастного периода. При условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал.